Лингвистическая игра «Назад к богатырям» для 7-8 классов

1 задание. РАЗМИНКА
  • Аршин (мера длины, равная 7,2 см).
  • Кушак (пояс из мягкой ткани).
  • Яхонт (драгоценный камень).
  • Невод (сеть).
  • Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
  • Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
  • Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
  • Пищаль (оружие).
  • Рать (войско).
  • Стяг (знамя).
  • Сусек (отгороженный ларь в амбаре для ссыпки зернового хлеба).
  • Ендова (Старинный русский сосуд для вина и т.п. в виде широкой чаши с носиком)

Оценка задания.

Каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов – 3.

2 задание. ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА

Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

  • Бульон (французский).
  • Футбол (английский).
  • Сундук (татарское, тюркское).
  • Галстук (немецкий).
  • Бухгалтер (немецкий).
  • Баскетбол (английский).
  • Жалюзи (французский).
  • Школа (греческий).
  • Скульптура (латинский).
  • Балет (французский).
  • Гимназия (греческий).
  • Спорт (английский).

Оценка задания.

Каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов – 3.

3 задание. ВОССТАНОВИТЬ ТЕКСТ

В некотором [царстве, в некотором государстве жил] да был старик со старухой, и [был у них сын] Мартынка. Всю [жизнь свою] занимался старик охотою, бил [зверя] и птицу, тем и сам [кормился, и семью] питал. Пришло [время – заболел старик] и умер. Мартынка с матерью [потужили-поплакали, да делать-то] нечего: мёртвого [назад не воротишь]. Пожили с неделю и приели весь [хлеб, что в запасе] был. Видит старуха, что [есть нечего], надо за денежки приниматься. Старик-то [оставил им] двести рублей. Больно [не хотелось ей] починать кубышку, [однако сколько] ни крепилась, а починать нужно – не [помирать] же c голоду.

Оценка задания.

  1. Максимально верное восстановление содержания – 14 баллов (по 1 баллу за каждую пропущенную фразу).
  2. Дополнительные баллы – за сохранение стилистики народной сказки (1 – 3 балла).

Максимальное количество баллов – 17.

4 задание. «Исправление ошибок».

Найдите и зачеркните лишние слова в предложениях.

1. Мы вновь возобновили с ним переписку. 2. Я не успел закончить до конца эту работу. 3. На Камчатке много горячих гейзеров.

4. Наша деревня находится приблизительно километрах в десяти от райцентра. 5 Он бросил камень, но промахнулся мимо.

6. Подруга долго не возвращала мне книгу обратно. 7. Мы заранее предвидели все трудности похода.

Оценка задания.

За каждое верно определённое НЕПРАВИЛЬНОЕ слово – по 1 баллу. Максимальное количество баллов – 7.

5 задание. КОНКУРС КАПИТАНОВ – «Решение пропорций» (см.презентацию)
6 задание. Задание для команды болельщиков

Объяснить значение и происхождение слов и фразеологических оборотов.

№1

Что такое лукоморье?– Лука (излучина) моря, старинное народное название морского залива, бухты.
Какое значение в древности имело слово ЖИВОТ?– Жизнь, ср. биться не на живот, а на смерть.
Что означает выражение ХОДИТЬ ФЕРТОМ?– Уперев руки в боки, от названия буквы Ф (ферт).
Откуда пошло выражение ВОДИТЬ ЗА НОС?Водить за нос На дорогах Средней Азии можно увидеть странную картину. Ребёнок ведет за собой огромного верблюда. Животное идет послушно, потому что ребенок тянет его за веревку, привязанную к кольцу, продетому в ноздри. Попробуй не подчинись! И не хочешь, а пойдешь следом, если тебя ведут за нос. Продевали кольцо в ноздри и для укрощения свирепых быков. Выражение «водить за нос» значит: обманывать, обещать и не исполнять.

№2   

Что означало слово МЕКАТЬ в древнерусском языке?– Думать, понимать, ср. смекать, кумекать, намекать и т.д.
Что такое ОРАЛО?– То, чем пашут; соха, плуг (ср. Перекуем мечи на орала).
Каково происхождение слова ОШЕЛОМИТЬ?Значение: Крайне поразить, изумить, озадачить Происхождение: буквально означало «сильно ударить по шлему (шелому)», «сбить шлем».
Откуда пошло выражение ЗАТКНУТЬ ЗА ПОЯС?Значение: превзойти кого-то в чем-то. Происхождение: 1. привычка многих мастеровых людей засовывать себе за пояс не нужный в данный момент инструмент – молоток, топор и т.д. 2.Возможно, победитель в борьбе на поясах затыкал себе за пояс какой-нибудь трофей, какой-нибудь предмет побежденного, либо что-то, что было в качестве приза в поединке.

№3

Кого называли в Древней Руси НЕМЦАМИ?– Всех иностранцев: немец – немой, не говорящий по-русски.
Что в Древней Руси называли ПОРОХОМ?– Порошок, мелкую пыль (ср. И мчится в прахе боевом, Гордясь могучим седоком. (А.С. Пушкин))
Откуда пошло выражение АЗБУЧНЫЕ ИСТИНЫ?нечто предельно простое, примитивное, общеизвестное (другое значение: истины народа, заключённые в азбуке)
Что означало слово РОЖОН в древнерусском языке?(в ярости и ослеплении идти вопреки здравому смыслу на явную гибель, «нарываться» на неприятности). Рожон – кол, укрепленный в наклонном положении

№4

Как образовалось слово ТУНЕЯДЕЦ?– Тот, кто ест хлеб даром (втуне), дармоед.
Что в древнерусском языке означало слово ИЗУМЛЯТЬСЯ?– Сходить с ума, выходить из ума.
Откуда пошло выражение ГОРЕ ЛУКОВОЕ?Это те слезы, которые льются по пустякам. И в переносном смысле под «луковым горем» мы понимаем мелкие печали, ничтожные огорчения, не заслуживающие слез.
Откуда произошло слово ШАРОМЫЖНИК и что оно означает?Произошло от французского «шер а ми» (милый друг). Образовалось во время отступления французской армии Наполеона из Москвы.

Оценка задания.

  1. Вопросы № 1, 2 по 1 баллу.
  2. Вопросы № 3, 4 по 2 балла: объяснение значения (1 балл) и объяснение происхождения (1 балл).
  3. Дополнительные баллы – если команда назвала правильные ВАРИАНТЫ значения или происхождения слов (выражений) = +1 балл

Максимальное количество баллов – 6 (+1 + …) .

7 задание. «Расшифруйте» фонетическую запись
  • [д’эир’эвн’ь гд’э скуч’ал jэив’г, эн’иj был’а пр’эил’эсныj угал’ок там друк н’эив’иных нъслажд’эн’иj блъгъслав’ит’ бы н’эбъ мок];
  • [он фтом пакоjэ пъс’эл’илс’ъ гд’э д’ьр’эив’энск’иj стъражыл л’эт сорък скл’учн’ицъj бран’илс’ъ вакно сматр’эл имух дав’ил].

Ответ:

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.

Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.

Оценка задания.

  1. Соблюдение орфографии (верная запись текстов) – 10 баллов. За каждую орфографическую ошибку — минус 0,5 балла;
  2. за отсутствие знаков препинания — минус 0,5 балла. За передачу стихотворной строфики – плюс 3 балла.

Максимальное количество баллов – 13.

8 задание. ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Составить 2 рассказа с использованием пяти фразеологизмов из предложенного списка:

  • в первом рассказе употребить фразеологизмы в переносном значении
  • во втором рассказе употребить фразеологизмы в прямом значении
Глаза разбегаются;
не моргнув глазом;
глаза слипаются;
глазом не ведёт;
не отрывая глаз;
не смыкать глаз;
открывать глаза;
бросаться в глаза;
закрывать глаза;
пускать пыль в глаза;
Голова идёт кругом;
давать голову на отсечение;
голова на плечах;
ломать голову;
на свежую голову;
не выходит из головы;
повесить голову;
отвечать головой;
терять голову;
лезть в голову;
Махнуть рукой;
на скорую руку;
отбиваться от рук;
брать в руки;
не покладая рук;
протягивать руку
помощи;
рукой подать; развести руками;
руки опускаются;
с пустыми руками;
валиться из рук;
Клевать носом;
не видеть дальше своего носа;
вешать нос;
задирать нос;
совать нос;
водить за нос;
остаться с носом;
зарубить себе на носу;
комар носа не подточит;
держать нос по ветру;
носом чуять;

Оценка задания.

Каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов – 3.

9 задание. Допишите фразеологизмы, объясните их значение
  • Задирать нос
  • Морочить голову
  • Вешать нос
  • Бить баклуши
  • Навострить уши
  • Вариться в собственном соку
  • Тянуть время
  • Уносить ноги
  • Вскружить голову
  • Дрожит как осиновый лист
  • Прожужжать все уши
  • Держать нос по ветру
  • Взять быка за рога

Оценка задания.

Каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов – 3.

10 задание. ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦУ

Соотнести начало и продолжение пословиц. Задание для зрителей.

1. Взялся за гуж6) не говори, что не дюж
2. Делу время8) потехе час
3. Гром не грянет4) мужик не перекрестится
4. Чем дальше в лес9) тем больше дров
5. За все браться1) ничего не делать
6. Скучен день до вечера7) коли делать нечего
7. Маленькое дело10) большого безделья
8. Волков бояться3) в лес не ходить
9. Человек неученый5) что топор неточеный
10. На чужой стороне2) и весна не красна

Оценка задания.

Каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

11 задание. Как называются люди, живущие в
Санкт-ПетербургеПетербуржцыКурскеКуряне
ОдессеОдесситы                 ЯрославлеЯрославцы
ТомскеТомичиКиевеКиевляне
ХарьковеХарьковчанеНижнем НовгородеНижегородцы
ПсковеПсковичи                 НовосибирскеНовосибирцы        

Оценка задания.

Каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.

12 задание. Узнать пословицу по картинке.
  • Баба с возу – кобыле легче.
  • Гусь свинье не товарищ.
  • Без труда на выловишь и рыбку из пруда

Оценка задания.

Каждый правильный ответ — 1 балл. Максимальное количество баллов – 3.