План – конспект открытого урока по русскому языку. 5 класс

Тема урока: «ПОДЛЕЖАЩЕЕ».

Класс: 5 «Б».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель: знакомство с подлежащим как одним из главных членов предложения с помощью мини-исследования.

Задачи  урока.

  • Образовательная:

1. Обеспечить усвоение учащимися понятия о подлежащем как главном члене предложения и способах его выражения; совершенствовать синтаксические навыки учащихся.

2. Отработать навыки лингвистической работы с текстом для подготовки к экзаменам в 9 классе.

  • Развивающая:

1. Развитие ОУУН (работа со схемами, сравнение предложений с разными видами подлежащих), словарного запаса языка.

  • Воспитательная:

1. Нравственное и эстетическое воспитание  учащихся, привитие  любви к родному языку.

План урока

Этапы урока Подцели этапов урока Формы и методы Время
1 Организационный момент Подготовка учащихся и настрой на работу Сообщение темы и целей урока 2 мин
2 Объяснение нового материала Обеспечение усвоения учащимися понятия о подлежащем и способах его выражения
2.1 Актуализация знаний Актуализация знаний учащихся о частях речи
Актуализация знаний о подлежащем
Фронтальный опрос 3 мин
2.2 Постановка проблемного вопроса В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи. Докажите или опровергните это утверждение, используя примеры из предложений   1 мин
2.3 Работа над новым материалом Самостоятельная работа учащихся над определением грамматической основы предложений и способов выражения подлежащего Анализ предложений (работа в трёх группах)
Мини-исследование
8 мин
2.4   Проверка групповой исследовательской работы учащихся над текстами Работа с иллюстративным материалом 5 мин
2.5   Обучение работе таблицами Заполнение таблицы по способам выражения подлежащего 6 мин
2.6 Обобщение и систематизация материала Подтверждение выдвинутой гипотезы о способах выражения подлежащего   12 мин
3 Закрепление нового материала Обучение применению на практике знаний о подлежащем и способах его выражения. Выявление и устранение недостатков в знаниях учащихся
3.1   Отработка умения находить подлежащее в предложениях из художественной литературы. Развитие словарного запаса, памяти учащихся Анализ отрывка из сказки Ершова «Конёк Горбунок» 8 мин
3.2 Проверка самостоятельной работы Выявление и устранение недостатков в знаниях учащихся Опрос 4 мин
3.3 Обобщение и систематизация материала Закрепление понятия о подлежащем как главном члене предложения и способах его выражения Опрос 2 мин
4 Подведение итогов урока Обоснование выдвинутой гипотезы о способах выражения подлежащего
4.1 Рефлексия урока   Беседа 2 мин
4.2 Домашнее задание Обеспечение первичного самостоятельного закрепления нового материала учащимися Творческая работа по изученному материалу 2 мин

Ход урока

I. Организационный момент

Подготовка учащихся и настрой на работу.

Сообщение темы и целей урока.

II. Опрос

2.1 Актуализация знаний

Актуализация знаний учащихся о частях речи. Актуализация знаний о подлежащем.

Учитель, повторяя с учащимися известные им части речи, вывешивает на магнитной доске карточки с названиями всех частей речи (самостоятельных и служебных).

Повторение понятия подлежащего как главного члена предложения (что обозначает, на какие вопросы отвечает, какими частями речи может быть выражено).

2.2 Постановка проблемного вопроса

В русском языке подлежащее может быть выражено любой частью речи. Докажите или опровергните это утверждение, используя примеры из предложений.

2.3 Работа над новым материалом

Самостоятельная  работа учащихся над определением грамматической основы предложений и способов выражения подлежащего.

Учащиеся, разбитые на группы (3-5 в зависимости от количества учащихся в классе), получают карточки с предложениями, где подлежащие выражены разными частями речи.

Задание: найти грамматическую основу предложений и определить, какими частями речи выражены подлежащие.

Карточка №1

Выделить грамматические основы, обозначить способ выражения подлежащего:

1. Скинуло кафтан зелёный лето, отсвистели жаворонки всласть.

2. До полюса дошло на лыжах пять человек.

3. Слабенькое гав-гав собачонки никого не пугало.

4. Двое уже обогнали меня. И вдруг подошёл третий.

5. Всё кругом быстро чернело и утихало.

6. Летучиемыши уже носились над заснувшими верхушками.

7. Умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком.

8. Где совесть с правдой обитают?

9. Никто не отвечал мне.

10. Жизнь прожить – не поле перейти.

Проверка групповой исследовательской работы учащихся над текстами:

1. Один представитель от каждой группы учащихся выходит к доске и отмечает, какие способы выражения подлежащего им встретились в анализируемых предложениях. Для этого ученик прикрепляет рядом с уже отмеченными в начале урока частями речи свою карточку с названием той части речи, которая встретилась в предложениях.

2. Вопросы учителя:

2.1 Какие предложения вызвали затруднения при определении подлежащих. Анализ предложений № 3, 6, 7, 8, где подлежащие выражены цельными словосочетаниями.

2.2 Какие части речи не встретились в рабочем материале?

Анализ предложений, где отражены все части речи, выступающие в роли подлежащего.
Заполнение таблицы для систематизации материала (каждому ученику раздаются таблицы для заполнения названий частей речи).

Карточка №2

Способы грамматического выражения подлежащего.

Впишите в левую колонку часть речи, которой выражено подлежащее в предложении.

Способ выражения подлежащегоПримеры
Октябрь уж наступил.
Выхожу один я на дорогу.
Там кто-то стучит у порога.
Днём к Семёну приходили отдыхающие.
Вошёл высокий военный.
Пять – моё любимое число.
На клумбе растут анютины глазки.
Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Далече грянуло «ура».
Настало и роковое послезавтра.
Через – это предлог.
НЕ и НИ – отрицательные частицы.
А, НО – противительные союзы.

Обобщение и систематизация материала: подтверждение выдвинутой гипотезы о способах выражения подлежащего.

Формулировка первичного вывода о способах выражения подлежащего: подлежащее может быть выражено разными частями речи и цельными словосочетаниями.

III. Закрепление нового, изученного на  уроке, материала

Обучение применению на практике знаний о подлежащем и способах его выражения. Выявление и устранение недостатков в знаниях учащихся.

Закрепление нового материала:

1. Обучение применению на практике знаний о подлежащем и способах его выражения. Выявление и устранение недостатков в знаниях учащихся.

2. Отработка умения находить подлежащее в предложениях из художественной литературы (анализ отрывка из сказки Ершова «Конёк Горбунок»).

3. Учащимся на группы раздаётся текст с отрывком из сказки, где они должны обозначить грамматическую основу предложений и определить способ выражения подлежащего.

Карточка №3

3.1 Обозначьте грамматические основы предложений и определите способ выражения подлежащего.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на  земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой  домой.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.

3.2 Проверка самостоятельной работы (Выявление и устранение недостатков в знаниях учащихся).

Задание: Прочитать предложения с разными способами выражения подлежащего.

Каждый ученик, вызвавшийся отвечать, читает одно предложение с  одним из  способов выражения подлежащего.

3.3 Обобщение и систематизация материала.

Закрепление понятия о подлежащем как главном члене предложения и способах его выражения.

3.4 Беседа учителя с классом.

Что такое подлежащее?

Какими частями речи подлежащее может быть выражено в речи?

IV. Подведение итогов урока

Обоснование выдвинутой гипотезы о способах выражения подлежащего:

ü Обсуждение результатов и материала урока.

ü Выставление оценок.

ü Обсуждение домашнего задания. Учащимся раздаются карточки с творческим заданием.

Карточка №4

Придумайте небольшой текст, используя данные ниже слова в качестве подлежащих:

Петух. Мяу, гав-гав. Он. Дразнить. Барбос и Васька.

Скачать