Рыбакова Ольга Николаевна
Учитель русского языка
и литературы
Элективный курс по литературе. "Александр Николаевич Островский в жизни и творчестве"
Пояснительная записка
Элективный курс "А.Н.Островский в жизни и творчестве" рассчитан на 24 часа. Этот курс межпредметный, так как предлагается сопоставительный анализ произведений А.Н.Островского и театральных постановок его пьес; иллюстраций к его произведениям; посещение (заочно или очно) мест жизни и творчества драматурга, музеев.
Важна воспитательная роль данного курса. А.Н.Островский вырос в семье с высокими моральными устоями, много размышлял о человеческих взаимоотношениях и нравственных ценностях (чему в наибольшей степени способствовала его работа в коммерческом и Совестном судах). Следует обратить внимание на то, что на службе он имел возможность видеть всякого рода «умственные и нравственные отбросы человечества», слышал народную жаргонную речь, из которой потом черпал афоризмы и «словечки»
Как и другие элективные курсы такого типа (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов) «Александр Николаевич Островский в жизни и творчестве» требует серьезной и вдумчивой подготовки учителя, чтобы реализовать поставленные цели и задачи курса: углубить знания учащихся, расширить кругозор учащихся; осмыслить творчество А.Н.Островского в контексте русской культуры того периода; больше внимания уделить его личности.
Цель курса – учить школьников самостоятельно добывать знания; формировать навыки работы с текстом и научно- популярной и художественной литературой, навыки самостоятельного анализа произведений литературы и сопоставления с другими видами искусства; совершенствовать навыки обобщать и систематизировать, ставить и решать проблемы.
Данный курс носит практико-ориентированный характер. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности (с учетом их выбора), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Часть занятий может и должна быть построена на результатах исследований, проведенных школьниками (см. методические комментарии). Большое внимание следует уделить чтению и обсуждению не только художественных произведений А.Н.Островского, но и его писем, воспоминаний о нем; важна работа со справочной литературой. Знакомство с иллюстрациями к произведениям А.Н.Островского, экранизациями его произведений, театральными постановками его пьес усилит восприятие творчества писателя, а знакомство с окружением А.Н.Островского позволит прочувствовать атмосферу эпохи.
Отбор материала в программу продиктован самобытностью и непреходящей ценностью наследия творчества А.Н.Островского, разнообразием иллюстративного материала к его произведениям.
На изучение творчества А.Н.Островского в школьном курсе литературы отводится недостаточное количество часов. Из всего богатейшего наследия писателя на уроках в 10 классе разбираются лишь 1-2 пьесы («Гроза», «Бесприданница»), а в младших классах на внеклассное чтение выносится знакомство со сказкой «Снегурочка». Поэтому данный элективный курс призван решить следующие задачи:
- Познакомить учащихся с основными фактами жизни и литературной деятельности драматурга;
- Дать представление о русской драматургии, о месте А.Н.Островского в развитии русского театра и русской драматургии;
- Раскрыть идейно-тематическое содержание, художественные особенности пьес;
- Познакомить учащихся со своеобразием купеческой культуры, выразителем которой во многом являлся А.Н.Островский;
- Научить учащихся видеть в классическом произведении 19 века актуальное современное содержание;
- Познакомить школьников с современным прочтением пьес драматурга (как в театре, так и в кино).
Кроме того, данный элективный курс призван решить еще одну важную задачу — развитие коммуникативных умений, через освоение социокультурного значения слова, Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционапьно-смысловых типов осмысляются на конкретном материале и становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
В примерном планировании определено количество часов на каждое занятие и рекомендованы виды деятельности. В конце всех тем предложен список литературы. Выбирать можно то, что ближе. Предлагается обратить внимание на «Методический комментарий», где можно найти практические советы по реализации идей программы.
Данный элективный курс может проводиться при изучении творчества А.Н.Островского по 2 часа в неделю и закончиться уже после этого.
Можно этот курс проводить после изучения темы «А.Н.Островский» на уроках, так как часть занятий предполагается проводить с опорой на известный материал Учитель может внести коррективы в распределение часов, часть тем могут быть заменены или уточнены в соответствии с возможностями и интересами школьников. Участниками курса могут быть учащиеся 10 и 11 классов. Если же учитель сочтет необходимым проводить курс до изучения творчества А.Н.Островского, то в программу элективного курса придется вносить соответствующие изменения.
Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, экскурсии. На семинарах школьники выступают с докладами и сообщениями, которые могут сопровождаться иллюстрациями разного вида (на бумажных носителях, видеорядом, компьютерными презентациями). Под экскурсиями понимается посещение дома-музея писателя в Москве, поездка в его имение в Щелыково Костромской области, просмотр театральных постановок и экранизаций пьес А.Н.Островского.
Оценивать достижения школьников, их самостоятельную работу можно накопительной оценкой, т.е. учесть количество выполняемых работ, выступления на семинарах и т.д., так и рейтинговой оценкой, т.е. учитывать сложность и уровень выполненной работы. При таком подходе возможно обсудить вопрос оценивания с учащимися, разработать с ними систему и критерии оценки.
Примерное планирование элективного курса «А.Н.Островский в жизни и творчестве».
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Виды деятельности
(учителя и школьников) |
1. | Жизнь замоскворецкого жителя. | 3 | Чтение и обсуждение мемуарной литературы. Просмотр видео и фото материалов, репродукций картин. Доклады и сообщения школьников, их обсуждение. |
2. | Начало творческого пути. Любовь к театру. | 3 | Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьес А.Н.Островского. Доклады и сообщения школьников. Их обсуждение. Составление хронологической таблицы (1846 – 1886 гг.) и её анализ. |
3. | А.Н.Островский – драматург. Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни. | 5 | Исследовательская деятельность. Комментированное чтение пьес А.Н.Островского. Доклады и сообщения школьников. Их обсуждение. Иллюстрации русских художников к произведениям А.Н.Островского, их обсуждение. Продолжение составления хронологической таблицы и её анализ. |
4. | Иллюстрации русских художников к произведениям А.Н.Островского. Музыка великих композиторов к пьсам А.Н.Островского. | 2 | Работа со справочной литературой. Составление понятийных словарей. Просмотр и анализ фильмов (фрагментов) по пьесам А.Н.Островского. Рецензия на фильм или реферат на предложенную тему. |
5. | Экранизация пьес А.Н.Островского. | 4 | Работа со справочной литературой. Составление понятийных словарей. Просмотр, анализ и обсуждение фильмов. Краткие рецензии учащихся на увиденное. |
6. | А.Н.Островский и театр (поход в театр, знакомство с памятником писателю около Малого театра). | 3 | Работа со справочной литературой. Составление понятийных словарей. Исследовательская деятельность и подготовка докладов, сообщения школьников их обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесам А.Н.Островского. |
7. | В гостях у А.Н.Островского (посещение дома-музея писателя в Москве, поездка в Щелыково). | 4 | Работа со справочной литературой. Составление понятийных словарей. Просмотр и обсуждение фото- и видеоматериалов, компьютерных презентаций. Исследовательская деятельность и подготовка докладов, сообщения школьников их обсуждение. Просмотр и обсуждение постановок по пьесам А.Н.Островского. |
Тема 1. Жизнь замоскворецкого жителя. Детство и юность А.Н.Островского.
А.Н.Островский в кругу своих родственников и знакомых. Семья А.Н.Островского.
Детские годы Александра Николаевича, учёба в гимназии и университете.
Увлечение театром.
Служба А.Н.Островского в Совестном суде.
Особенности быта Замоскворечья.
Особенности языка замоскворецких жителей.
Тема 2. Начало творческого пути А.Н.Островского (до 1846 г.), любовь к театру.
Ранний литературный опыт А.Н.Островского:
«Сказание о том, как квартальный надзиратель пустился в пляс, или От великого до смешногоодин шаг»,
«Кузьма Самсоныч»,
«Замоскворечье в праздник»,
«Биография Яши».
Издание рассказов и очерков «Записки замоскворецкого жителя» в «Московском городском листке». Отражение уклада жизни Замоскворечья, колоритных образов жителей этого уголка Москвы.
Знакомство А.Н.Островского с Малым театром, его репертуаром. Личная дружба писателя со многими актёрами.
Оценка Творчества раннего А.Н.Островского современниками.
Тема 3. А.Н.Островский – драматург. Купеческая среда в драматургии А.Н.Островского. Пьесы жизни.
Афористичность названий пьес А.Н.Островского.
Пьеса «Банкрот» («Свои люди - сочтёмся»). Прочтение пьесы в московских литературных салонах. Оценка произведения Н.В.Гоголем, А.Ф.Писемским, Н.Н.Скатовым. Проблема постановки пьесы.
Роль первой жены А.Н.Островского, Агафьи Ивановны, в творчестве писателя.
Становление традиции публичного чтения А.Н.Островским своих пьес. Расширение круга слушателей и знакомых (поэтов, артистов, музыкантов, художников).
Сотрудничество А.Н.Островского с журналом «Москвитянин». Дружба с А.Ф.Писемским, А.Григорьевым, П.И.Мельниковым-Печёрским, И.Ф.Горбуновым (писателем, актёром, рассказчиком), Т.И.Филипповым (исполнителем народных песен) и другими.
Служба А.Н.Островского в Малом театре.
1850-ые годы – время творческого подъёма писателя. Сатирические образы купцов-самодуров в пьесах.
Сотрудничество А.Н.Островского с журналом «Современник». Знакомство с И.С.Тургеневым, Л.Толстым, Ф.М.Достоевским, Н.А.Некрасовым, М.Е.Салтыковым-Щедриным и другими литераторами.
Поездка – экспедиция А.Н.Островского по Нижней Волге. Создание цикла пьес под общим названием «Ночи на Волге». Работа над Волжским словарём, переросшим позже в Словарь русского народного языка.
Исторические пьесы в творчестве А.Н.Островского (1862 – 1869 гг.)
Создание и открытие артистического кружка (Н.Г.Рубинштейн, К.А.Тарновский, А.Н.Островский как создатели этого кружка).
Имение Щелыково в судьбе А.Н.Островского.
Позднее творчество А.Н.Островского.
Тема 4. Иллюстрации русских художников и музыка великих композиторов к пьесам А.Н.Островского.
Работа со справочной литературой по обогащению словаря учащихся специальной лексикой (портрет, графика, иллюстрация).
Краткая справка о творчестве М.А.Врубеля, В.Г.Перова, С.В.Герасимова, Б.М.Кустодиева, П.М.Боклевского, В.М.Васнецова и других художников, иллюстрировавших произведения А.Н.Островского.
Иллюстрации М.А.Врубеля и В.М.Васнецова к сказке «Снегурочка». Сопоставление с фрагментам пьесы.
Иллюстрации М.Боклевского к комедиям «Бедность не порок», «Свои люди - сочтёмся». Сопоставление с фрагментами и эпизодами пьес.
Музыка П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова к весенней сказке «Снегурочка». Краткая справка о творчестве композиторов.
Тема 5. Экранизация пьес А.Н.Островского.
Работа со справочной литературой по обогащению словаря учащихся специальной лексикой (сценарист, композитор, сценарий, киножанры). Искусство кино и его виды. Язык кино. Художественное кино. Литературные экранизации.
Художественное произведение и фильм по его мотивам. Различия в названиях пьесы и художественного фильма.
Экранизация пьес А.Н.Островского: «Бесприданница» (х/ф «Жестокий романс»), «Гроза», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые».
Общая характеристика экранизаций с просмотром фрагментов. Герои А.Н.Островского и их видение актёрами-исполнителями.
Тема 6. А.Н.Островский и театр.
Работа со справочной литературой по обогащению словаря учащихся специальной лексикой.
Знакомство с памятников А.Н.Островскому.
Особенности драмы А.Н.Островского.
Пьеса «Волки и овцы» как своеобразное антидворянское произведение.
«Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» (изображение мира актёров, их психологии и быта).
Первые постановки и исполнители пьес А.Н.Островского. Современные постановки пьес, просмотр спектаклей в театре или видеозаписи, их обсуждение.
Тема 7. В гостях у А.Н.Островского.
Работа со справочной литературой по обогащению словаря учащихся специальной лексикой по теме (музей, дом-музей, экспозиция, музейные фонды, архивные и литературные источники, экскурсовод). Роль литературных музеев в пропаганде истории литературы, жизни и творчества писателей (на примере А.Н.Островского). Дом-музей А.Н.Островского в Москве. Поездка в имение Щелыково.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«Александр Николаевич Островский в жизни и творчестве»
В конце всех разделов предложен список рекомендуемой литературы для организации самостоятельной деятельности школьников.
Хочется напомнить, что не следует превращать элективный курс в восполнение пробелов в знаниях школьников об А.Н. Островском. Предполагается, что на изучение этого курса придут те, кто любит А.Н. Островского, кто хочет не только больше услышать о нём, но и высказать своё мнение, поделиться впечатлениями от знакомства с творчеством этого драматурга.
В школьном курсе литературы учащиеся знакомятся с одним-тремя произведениями Островского, и практически не уделяется внимание его мировоззрению, характеру, интересам, увлечениям, кругу друзей. Эти пробелы можно восполнить на первом и втором занятиях элективного курса («Жизнь замоскворецкого жителя. Детство и юность А.Н. Островского», «Начало творческого пути А.Н. Островского, любовь к театру»). К этим занятиям следует подготовить фотографии (например, вид дома Островских в Москве, фотографии и портреты родных Александра Николаевича, его друзей, знакомых; фотоматериалы 40х–50х г.г. 19 века).
При подготовке к этим двум темам желательно организовать самостоятельную работу учащихся; дать им возможность провести исследования на следующие темы:
1 .Семья Островских (сообщение о детских и юношеских годах писателя, о семье, о нравственном климате и моральных устоях семьи).
2. Увлечение А.Н. Островского театром; служба в судах.
3. Быт Замоскворечья 19 в., купеческая среда, её быт, нравы и обычаи (следует обратить внимание на вопросы и служебные дела, с которыми приходилось сталкиваться будущему писателю).
Уместно на первом и втором занятиях обратиться к фотографиям современников, сыгравших значительную роль в жизни и творчестве А.Н. Островского. Результатом этой деятельности станет работа по созданию таблицы, в которой хронологически изложены важнейшие события творческой жизни А.Н. Островского (см. Приложение).
Тема № 3 также предполагает проведение исследовательской работы школьников и подготовки на этой основе докладов и сообщений. Каждую тему могут разрабатывать 2-3 ученика. Учителю следует обратить внимание на помощь школьникам в отборе эпизодов для анализа, рекомендовать литературу, проводить консультации.
Примерные темы докладов, сообщений:
- История создания и сценическая жизнь пьесы «Банкрот»
- Роль первой жены А.Н. Островского, Агафьи Ивановны, в творчестве писателя
- Особенности драмы А.Н. Островского
- Сотрудничество А.Н. Островского с журналом «Москвитянин»
- Служба А.Н. Островского в Малом театре: «От любителя до служителя»
- Проблема самодурства в пьесах А.Н. Островского
- Афористичность названий пьес А.Н. Островского, и др.
Доклады и сообщения предполагают работу с текстами пьес Островского, комментированное чтение фрагментов на занятиях, подбор иллюстраций, их анализ и создание собственных. Важно актуализировать имеющиеся знания учащихся и углубить степень художественного восприятия, усилить нравственное звучание произведений, обратиться к их философскому звучанию. Завершить занятие можно чтением по ролям отрывков из наиболее понравившихся пьес А.Н. Островского.
Для полноценного восприятия художественных произведений важно понимать суть слов и понятий. Поэтому важной частью самостоятельной работы школьников при изучении тем № 4, 5, 6, 7 является работа со справочной литературой.
К теме № 4 тематический словарь может включать следующие слова, термины, понятия: литография, гравюра, фотография, репродукция, иллюстрация, портрет и др.; к теме № 5 – экранизация, сценарий, язык кино, художественное кино, киножанры, литературная экранизация и др.; к теме № 6 – сценическая речь, режиссёр, постановка и др.; к теме № 7 – экспозиция,экспонат, дом-музей, музей-квартира, литературный музей и др.
Кроме того, большим подспорьем в изучении творческой судьбы писателя являются видеоматериалы. Рекомендуется обратить внимание на следующие работы:
- Фотографии актёров Малого театра, игравших в пьесах А.Н. Островского в 19 в. (П.М. Садовский, С.В. Васильев, А.Е. Мартынов, Л.П. Никулина-Косицкая, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова)
- Иллюстрации известных художников к пьесам Островского
- Портреты композиторов, написавших музыку к сказке «Снегурочка» (П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова)
- Фотографии А.Н. Островского разных лет жизни
- Фотографии семьи А.Н. Островского, его детей
- Фотографии, где А.Н. Островский находится в обществе драматических писателей и композиторов
- Фотографии дома-музея А.Н. Островского в Москве и в имении Щелыково, рабочий кабинет писателя
- Здание Малого театра (Москва)
- Памятники драматургу в Москве и в Щелыково
В процессе исследования школьники должны будут проводить сравнения разных видов искусств: литература и кино, художественное произведение и спектакль, литература и театр, литература и изобразительное искусство. Следует помнить, что сравнение предметов, героев, эпизодов и т.д. должно проводиться на каком-либо общем основании, чтобы выделить черты сходства и различия.
Творческий потенциал учащихся, их понимание творчества писателя могут быть выражены путём создания ими собственных иллюстраций к произведениям, мультимедийных материалов и презентаций по биографии А.Н. Островского, кругу его общения, драмам. Кроме того, возможно сопоставление своих рисунков с иллюстрациями художников.
На пятом занятии целесообразно обратиться к музыкальному оформлению сказки «Снегурочка» П.И. Чайковским и Н.А. Римским-Корсаковым, сопоставить их видение произведения.
На шестом занятии следует просмотреть спектакли в театре (или видеозаписи), провести их обсуждение, подготовить доклады о сценической судьбе одной из пьес, сравнить своё и режиссёрское восприятия произведений.
Тема № 7 предполагает две формы работы: заочные или очные экскурсии по местам жизни А.Н. Островского. Заочные экскурсии основываются на кино- и видеоматериалах, слайдах, прочитанной литературе. Для наиболее успешного проведения занятия важно подготовить экскурсоводов. Возможно, в результате этой работы будет создан школьный музей писателя. Очная экскурсия предполагает посещение дома-музея А.Н. Островского в Москве и знакомство с имением Щелыково, в котором можно побывать не только в доме семьи Островских, но и в «доме-тереме Снегурочки», увидеть места, где снимался художественный фильм по этому произведению.
Одной из важнейших задач современной школы является формирование культуры речи, которая становится показателем коммуникативной культуры личности. Эти коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы. Естественно, что элективный курс предполагает более глубокое развитие языковых знаний и умений учащихся, поскольку им предстоит большая работа со справочной литературой, лексическим материалом, составление и защита докладов. Школьники осваивают социокультурное значение слова, учатся грамотно излагать свои мысли, передавать и воспринимать информацию различного характера. В этих условиях особую роль играет культурная среда, в которой формируются коммуникативные навыки, поскольку школьникам предстоит овладение материалом, связанным не только с художественными произведениями, но и с литературными местами: литературные музеи, музеи-заповедники, музеи-квартиры и т.п. Именно музей занимает одно из главных мест в освоении учащимися литературной и исторической культуры.
По окончании изучения элективного курса, посвящённого жизни и творчеству А.Н. Островского, следует организовать открытое занятие с приглашением учащихся 10 – 11х классов, на котором возможно представить работы учеников, провести заочную экскурсию по местам жизни А.Н. Островского, посмотреть фрагменты из фильмов и спектаклей драматурга.
Хронологическая таблица.
Год | События общественной и литературной жизни России | События жизни и творчества А.Н.Островского |
1846 |
Ф. М. Достоевский. «Двойник», «Бедные люди»
И. А. Гончаров. «Обыкновенная история» Н. А. Некрасов. «Огородник», «Тройка», «Родина», «Псовая охота» и др. В. Г. Белинский. «Взгляд на русскую литературу 1846 г.», «О жизни и сочинениях Кольцова», «Сочинения Александра Пушкина» (ст. 11) |
Начало работы над пьесой «Свои люди — сочтемся!» |
1847 |
Н. В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями», «Авторская исповедь»
Ф. М. Достоевский. «Хозяйка» И. С. Тургенев. Первые рассказы из цикла «Записки охотника» («Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Бурмистр» и др.) В. Г. Белинский. «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Гоголя», «Письмо к Гоголю», «Бедные люди». Роман Федора Достоевского» |
В «Московском городском листке» напечатана сцена из комедии «Несостоятельный должник» («Ожидание жениха»), подписанная А О. (А. Островский) и Д. Г. (Д. Горев).
Знакомство с Ап. Григорьевым. В «Московском городском листке» напечатаны без подписи «Записки замоскворецкого жителя». |
1848 |
26.05 — смерть Белинского
А. И. Герцен. «Сорока-воровка» Ф. М. Достоевский. «Белые ночи» И. С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника» («Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Бирюк» и др.) М. Е. Салтыков-Щедрин. «Запутанное дело» В. Г. Белинский. «Взгляд на русскую литературу 1847 года» |
Окончание пьесы «Свои люди – сочтёмся!» («Банкрот»). Запрещение театральной цензурой постановки этой пьесы. |
1849 |
Ф. М. Достоевский. «Неточка Незванова».
23.04 — разгром кружка Петрашевского, смертная казнь Ф. М. Достоевскому заменена на каторгу и ссылку. И. С. Тургенев. Рассказы из «Записок охотника» («Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Лес и степь»). Н. А. Некрасов. Статья «Русские второстепенные поэты». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ:
«АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ»
Анастасьев А.Н. «Гроза». М., 1975.
Андреев М.Л. Метасюжет в театре Островского. М., 1995.
Драма Островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990.
Журавлёва А.И. Драматургия Островского. М., 1974.
Журавлёва А.И. Островский – комедиограф. М., 1981.
Журавлёва А.И., Некрасов В.Н. Театр Островского. М., 1986.
Журавлёва А.И. Церковь и христианские ценности в художественном мире А.Н.Островского // Русская словесность. 1995. № 3.
Костельянц Б.О. «Бесприданница» Островского. М., 1982.
Лакшин В.Я. А.Н.Островский. М., 1982.
Лебедев А.А. Драматург перед лицом критики. М., 1974.
Лебедев В.Ю. О народности «Грозы», «русской трагедии» А.Н.Островского // Русская литература. 1981. № 1.
Лобанов М. Островский. М., 1989. (Жизнь замечательных людей).
Лотман Л.М. Островский и драматургия его времени. М., 1961.
А.Н.Островский. Новые материалы и исследования // Литературное наследство. Т. 88. В 2 кн. М., 1984.
А.Н.Островский в воспоминаниях современников. М., 1966.
А.Н.Островский и литературно-театральное движение XIX – XX веков. Л., 1974.
Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. М., 1967.
Ревякин А.И. А.Н.Островский в Щелыкове. М., 1978.
Ревякин А.И. Москва в жизни и творчестве А.Н.Островского. М., 1962.
Скатов Н.Н. Создатель народного театра. Два «Горячих сердца» // Николай Скатов. Далёкое и близкое. М., 1981.
Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1963.
Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М., 1973.