Дети рождаются с крыльями.
А учителя помогают им взлететь...
Грамматические, речевые и фактические ошибки
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Ошибка — пример | Объяснение ошибки |
---|---|
подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство | ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс |
без комментарий, едь вместо поезжай, более легче | Неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма |
заплатить за квартплату, удостоен наградой | нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления) |
Прочитав текст, мне многое стало ясно; Ознакомившись с рассказом, меня взволновала мысль; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю | неправильно построены предложения с деепричастным оборотом и с однородными членами, т. е. нарушены синтаксические нормы |
Ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц
Ошибка — пример | Объяснение ошибки |
---|---|
Им двигает чувство сострадания | ошибки в образовании личных форм глаголов: (норма: движет); |
Эта книга даёт знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно | неправильное употребление временных форм глаголов: (следует: …даст.., научит… или …даёт…, учит…); |
Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие) | ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: |
Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя); | ошибки в образовании деепричастий |
Автор тута был не прав (норма: тут). | неправильное образование наречий |
Грамматико-синтаксические ошибки
Ошибка — пример | Объяснение ошибки |
---|---|
Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно…: это художественная сторона произведения); | нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность | (вместо.: …нужны смелость, знания, честность); |
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника | ошибки, связанные с употреблением частиц |
«В тексте всего раскрываются две проблемы» | отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях): ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «… всего две проблемы» |
Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста | неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего |
Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве. | неправильное построение сложносочинённого предложения |
Речевые ошибки
Речевые ошибки – чаще всего это ошибки в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например: Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей.
Само по себе слово одноименный (или единственный) ошибки не содержит, оно лишь неудачно употреблено, не «вписывается» в контекст, не сочетается по смыслу со своим ближайшим окружением.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Речевые ошибки – это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы, немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов, ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устранённая контекстом многозначность.
неразличение (смешение) паронимов | В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь»; | Глагол взглянуть обычно имеет при себе дополнение с предлогом «на» (взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в представленном предложении, имеет дополнение с предлогом «в» |
ошибки в выборе синонима | Имя этого поэта знакомо во многих странах. | Вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо |
Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует. | В данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место (Реклама занимает много места в нашей печати или Рекламе отводится значительное место в нашей печати); иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены | |
ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы | В третьей части текста не весёлый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься | антитеза требует чёткости и точности в сопоставлении контрастных слов, а «не весёлый» и «мажорный» не являются даже контекстуальными антонимами, поскольку не выражают разнополярных проявлений одного и того же признака предмета (явлениях) |
разрушение образной структуры фразеологизмов | Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя. |
Ошибки фактические (фоновые)
ошибки в фоновом материале:
– неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые уместно или неуместно используются в развёрнутом ответе:
- факты биографии автора или героя текста,
- даты,
- фамилии,
- авторство называемых произведений и т. п.,
то есть приводятся факты, противоречащие действительности. Например:
- «Гёте – французский писатель»,
- «Даниил Гранин написал «Розу мира»);
- «Столица США – Нью-Йорк»,
- «Ленский вернулся в свое имение из Англии»;
Неверное употребление формы имени персонажа:
- Максим Максимович вместо Максим Максимыч («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова),
- Екатерина вместо Катерина («Гроза» А.Н. Островского),
- Диана вместо Динка («Динка прощается с детством» В. Осеевой) и т.д.
Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например:
- «Маяковский — вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»;
- «Много сил и энергии отдаёт детям директор школы: построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников».
Ошибки отражают низкий уровень знаний, поэтому исправление и предупреждение ошибок такого рода связано с работой над повышением интеллектуального и культурного уровня (фоновые знания).